Структура методов активизации при принятии управленческих решений
Один из инструментов реализации методов имитационных игр - процедура активизации творческого мышления участников группового взаимодействия в процессе решения задач. Как отмечает Г.М. Андреева, доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ, в многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные условия применения эвристик: 1) дефицит времени для обдумывания ситуации; 2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки; 3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем; 4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода; 5) непроизвольность быстрого решения. Созидание нового представляет собой творческий процесс. Творческие способности — креативность — можно оценить с помощью восьми выделенных критериев. 1. Умение увидеть проблему. 2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей. 3. Гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения. 4.Оригинальность, отход от шаблона. 5.Способность к перегруппировке идей и связей, 6. Способность к абстрагированию или анализу. 7. Способность к конкретизации или синтезу. 8. Ощущение стройности организации идей. Общие мыслительные процессы для всех видов творчества — Комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами, как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Первопричина и основа творческого мышления — работа нашего мозга, уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации. Перечень основных методов влияния на творчество клиента выглядит следующим образом. 1. Эмоциональность — метод объединения лево- и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии. Обработанная полушариями мозга информация запоминается надежнее. Ориентация на чувства обучаемого содействует правомозговой обработке информации. Профессиональная или поведенческая компетентность играет все более важную роль в карьере менеджера и его работе с людьми. К числу успешных инструментов развития творческих мозговых процессов психологи также относят другие методы взаимодействия полушарий. 2. Визуализация — воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее преодоления. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение — это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления. 3. Аналогии — это сравнения из различных дисциплин. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику. 4. Метафора — этот метод мотивации творчества основан на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще — с водой, текущей по трубам, времени приписываются качества человека — суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с поня¬тиями. Метафорическое мышление — это творческий процесс, протекающий на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям. 5. Юмор — активно объединяет рациональные процессы лево¬го полушария и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами и содействующий развитию чувства благополучия. Индивидуальные методы условно можно разделить на четыре группы: а) ассоциативные, так или иначе использующие понятие «ассоциативность», к ним относятся методы аналогии и стимулирования случайностью; б) «геометрические» методы: промежуточной вспомогательной точки; дробления и восстановления на новой основе; равноудаленной точки; разворота; вращения внимания (матричных структур); включения (суперпозиции); асимметрии; в) динамические методы: максимального числа степеней свободы; непрерывности полезного действия; проскока; периодического действия; г) параметрические методы: ослабления условий (релаксации); замены. Из числа коллективных методов рассмотрим следующую совокупность: метод «мозговой атаки» и свернутой «мозговой атаки»; морфологического анализа; ассоциаций; сценариев; суда; синектики; метод Гордона; метод контрольных вопросов; интегральный метод «Метра»; метод целевых обсуждений (комиссий).
{SITELINK-S220}Анализ системсы оценки персонала и системы обучения персонала{/SITELINK}
|