Карта сайта
Методические разработки
Контакты
Новости
ПУБЛИКАЦИИ
Консультации о поступлении
Организация производства
Качество промышленной продукции
Производственный процесс и его структура
Производственная структура предприятия
Организация технического обслуживания производства
Тесты по дисциплинам с ответами
Производственная программа предприятия
Становление и развитие менеджмента
Возникновение и эволюция менеджмента
Современные проблемы управления
Основные категории теории управления
Сущность функций управления
Технология управления
Особенности современного менеджмента
Предтечи научного менеджмента
Первая школа научного менеджмента
Система управления и её элементы
Понятие менеджмента
Принципиально значимые достижения в развитиии менеджмента
Организация как объект управления
Коммуникации в управлении и мотивации деятельности
Эффективное управление организацией
Бизнес- планирование
Материальные ресурсы предприятия
Эффективность деятельности предприятия
Факторы и модели экономического роста
Структура российской инновационной системы
Система показателей устойчивого развития предприятия
Учебные пособия для продажи
III международная научно- практическая конференция
II Международная научно-практическая конференция
I Международная научно- практическая конференция
IV Международная заочная научно-практическая конференция
Олимпиада по интернет-технологиям
Набор абитуриентов в филиал ФГБОУ ВПО "МГИУ" в г. Вязьме на 2013/2014 учебный год
Организация технологической подготовки производства продукции
Подготовка к приемке продукции
Бинарные и многовариантные решения
Условия и факторы качества управленческих решений
Целевая ориентация управленческих решений
Формы принятия и реализации управленческих решений
Требованяи к системе контрля на предприятии
Приемы финансового анализа и их классификация
Инструментальные, органические, корпоративные, ассоциативные, сетевые организации
ПРОВОДИТСЯ НАБОР НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ с началом обучения с 1 февраля 2014 года
КОНФЕРЕЦИИ
КОНКУРСЫ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
На базе филиала открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
КОНКУРС ВКР ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЭКОНОМИКА" И "МЕНЕДЖМЕНТ"
Амортизация основных фондов
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ- ТЕХНОЛОГИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Организационно- правовые формы предприятий, их характеристика
Целевая ориентация управленческих решений
Особенности и отличия управленческого решения от других видов решений
Основные свойства управленческих решений и требования к их разработке
Типология и классификация управленческих решений
Процесс принятия управленческого решения
Условия и факторы качества управленческих решений
ЛОГИКА
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Химия

Тесты по химии
История развития химии
Химики мира
Коррозия и защита металлов
Строение вещества
Электролиз
Классы неорганических соединений
Дисперсные системы
Энергия ионизации атомов

Партнёры

Органическая Химия

История развития органической химии
Углерод-как основа строения органических соединений
Предельные углеводороды
Алкены
Алкадиены
Полимеры
Самостаятельные работы по органической химии
Тесты по органической химии
Самостаятельные работы по органической химии
Практические задания по органической химии
Список литературы по органической химии
Тесты по органической химии
Варианты расчетных работ по органической химии

ОИП

Тесты по основам инженерной подготовки
Рефераты по основам инженерной подготовки
Инженерная деятельность
Моделирование технических объектов
Инженерная психология и эргономика
Методы инженерного творчества
Основы организации производства
Классификации и сортировки
Основные требования к техническим устойствам
Пpиемы и методы стандартизации технических объектов

Экология

Взаимодействие организмов и среды обитания
Видовое разнообразие организмов
Фотосинтез и хемосинтез
Стенобионтные и эврибионтные организмы
Факторы и ресурсы среды обитания
Геосфера
Абиотические и биотические факторы среды
Формы биотических отношений
Энергетический обмен
Человек в биосфере
Экология как наука
Лекции по экологии
Курсовое проектирование по экологии
Практические работы по экологии
Тесты по экологии
Экологическая ситуация в России на современном этапе
Химическое загрязнение атмосферы

Возникновение науки об управленческих решениях
Классификация управленческих решений
Сущность научных подходов к разработке решений
Оценка рисков при принятии решений
Стратегические решения
Этапы процесса разработки управленческого решения
Метод экспертного оценивания
Основная модель принятия решений
Условия и факторы качества управленческих решений
Целевая ориентация управленческих решений
Формы принятия и реализации управленческих решений
Методы контроля реализации управленческих решений
Требованяи к системе контрля на предприятии

Управленческие решения

Кадровый потециал
Экономическре обоснование управленческих решений в области организации производства
Понятие мотивации и мотивационного процесса
Подготовка управленческого решения
Механизм принятия управленческих решений
Области принятия управленческих решений
Возникновение науки об управленческих решениях
Технология разработки управленческих решений
Структура методов актизизации при принятии управленческих решений
Эволюция механизма управления
Функции решения в методологии и организации процесса управления
Основные свойства управленческих решений и требования к их разработке
Типология и классификация управленческих решений
Сопротивление изменениям в организациях
Критерии принятия решения
Целевая ориентация управленческих решений
Концепция ограниченной рациональности
Факторы решения (детерминанты) как целевые компоненты управления
Информационные ограничения при принятии управленческих решений
Методы ситуационного анализа
Методы вляния на творческое мышление

Макроэкономика

Макроэкономика как наука
Система национальных счетов
Экономический рост
Рынок труда
Инфляция
Банковская система и монетарная политика
Фискальная политика
Государственный бюджет и государственный долг
Мировое хозяйство
Экономика как наука
Производство и факторы производства
Производственнные возможности
Проблема выбора и экономические системы
Собственность в экономической системе
Собственность как экономическая категория
Содержание и понятие права собственности
Национальная инновационная система
История развития инноваций в России
Задачи инновационного развития
Этапы эволюции экономической политики
Факторы и модели экономического роста
Деятельность государства по стимулированию инновационной политики
Орудия труда
Структура российской инновационной системы
Функции государства в развитии инновационной деятельности
Тест по экономической теории

ОПП

Организация планирования производства
Классификация связей и соединений в структурах
Системный подход к управлению
Проектирование структуры организ
Управление инновационным развитием предприятия
Классификация связей и соединений в структурах
Фин состояние
Методы оценки показателей устойчивого развития
Технология разработки и реализации УР
Кадровый потециал
Организационная подготовка производства и освоение новых видов продукции
Организация научно - исследов. работ и конструкторской подготовки производства
Организация производства в первичных звеньях предприятия
Организация систем качества на предприятии
Организация технологической подготовки производства
Основы организации подготовки производства к выпуску новой продукции
Планирование и оперативное управление подготовкой производства
Производственный процесс и основные принципы его организации
Пром предприятие как объект управления
Системная концепция организации производства
Сокращение сроков и повышение эффективности подготовки производства
Типы, формы и методы организации производства
Задачи, функции и виды контроля
Сущность технического контроля
Содержание и основные стадии подготовки производства
Контроль в управлении
Оценка управления производственным процессом на ЗАО "Электролуч"
Организация и обслуживания рабочих мест
Процессный подход к управлению производством
Бизнес - процессы предприятия
Конструкторская и технологическая подготовка производства
Основы оперативного управления производством
Сущность, разделы, этапы и методы организационного проектирования
Динамика развития теории управления и организации производства
Сущность научных подходов к управлению
Законы организации
Классификация структур и процессов
Экономические основы управления
Собственность и управление
Менеджмент в микро- и макроэкономике
Задачи анализа финансового состояния
Анализ ликвидности баланса
Системный подход к исследованию производства
Классификация организаций по организационно- правовой форме
Промышленное предприятие как система
Системный подход к исследованию производства
Длительность и структура производственного цикла
Эффективность технологического процесса
Понятие эффективности
Система целей деятельности хозяйствующего субъекта
Интенсификация производства
Структура инструментальных цехов
Организация инструментального хозяйства
Структура ремонтного цеха
Структура производственного процесса
Организационная подготовка производства
Технологический потенциал предприятия
Система ремонта
Понятие "проблема" и "проблемная ситуация" в системах управления
Производственная структура предприятия
Инновационный процесс на предприятии
Организация конструкторской подготовки производства продукции
Организация складского хозяйства и сбыта продукции
Подготовка к приемке продукции
Современный менеджмент
Производство и производственная система
Системный подход к организации производства
Организация и управление производственным процессом
Принципы организации процессов производства

КЭА при принятии УР

Анализ использования материальных ресурсов
Анализ использования основных фондов
Анализ использования трудовых ресурсов и фоенда заработной платы
Анализ объемов и эффективности инвестиционной деятельности
Анализ производства и реализации продукции
Анализ себестоимости продукции
Анализ финансового состояния и фин. результатов деятельности предприятия
Характеристика приемов и методов экономического анализа
Содержание, цель и задачи экономического анализа
Метод и методика экономического анализа
Система аналитических показателей
Сравнение как элемент методики экономического анализа
Обобщение как элемент методики экономического анализа
Методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Понятие финансовой устойчивости
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость
Методика анализа финансовой устойчивости
Основы экономического анализа
Методы и классификации приемов и способов анализа
Сравнение отчетных данных в экономическом анализе
Информационное обеспечение экономического анализа
Организация аналитической работы на предприятии
Анализ технического уровня производства
Мероприятия по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Вяземский щебеночный завод"
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Методика анализа материальных ресурсов
Понятие основных средств, задачи анализа и источники информации
Анализ эффективности использования основных средств
Анализ технического потенциала
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Внереализационные доходы и расходы
Прибыль как показатель эффективности
Основные показатели эффективности
Основные виды эффективности
Основные цели деятельности предприятия
Сущность и содержание финансового состояния
Типы устойчивости финансового состояния
Основные задачи анализа финансового состояния
Коэффициентный анализ ликвидности
Анализ производства и реализации продукции
Анализ выполнения плана оптового товарооборота
Оценка финансовой устойчивости
Диагностика банкротства предприятия
Методика прогнозного анализа финансового состояния предприятия
Сущность и задачи анализа финансовой устойчивости предприятия
Трехфакторная модель оценки финансовой устойчивости
Факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия
Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия
Приемы финансового анализа и их классификация

Экономика машиностроительного предприятия

Издержки производства
Оборотные средства предприятия
Основные факторы развития предприятия
Основные фонды предприятия
Показатели качества продукции предприятия
Промышленное предприятие как объект рыночных отношений
Трудовые ресурсы предприятия
Формирование финансовых результатов предприятия
Понятие сущность и виды материальных запасов
Методические основы управления материальными запасами на промышленном предприятии
Система управления запасами на предприятии
Виды и методы технического контроля продукции
Состав и структура оборотных средств предприятия
Производительность труда на предприятии
Факторы, влияющие на производительность труда
Человеческие ресурсы как фактор экономической эффективности предприятия
Особенности организации и управления виртуальными предприятиями
Развитие риск- менеджмента в предпринимательстве
Основные понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятий сферы предоставления услуг
Особенности таргет-костинг
Система таргет- костинг
Особенности процесса кайдзен-костинга
Понятие и состав издержек производства
Классификация затрат
Выявление резервов снижения издержек производства
Состав затрат, включаемых в себестоимость
Классификация затрат на производство продукции
Основные направления сн ижения затрат на производство продукции
Издержки производства: сущность и их экономическое назначение
Анализ видов издержек производства
Структура себестоимости продукции
Прибыль предприятия
Понятие финансовых результатов деятельности предприятия
Факторы,влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия
Управление себестоимостью- цели и содержание
Классификация затрат при оценке экономической эффективности производства
Резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции
Понятие "конкурентоспособность предприятия"
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Экономическая сущность материальных ресурсов предприятия
Использование опыта зарубежных стран при анализе материальных ресурсов
Система показателей, характеризующих эффективность использования ресурсов на предприятии
Сущность категории персонал предприятия
Методы расчета численности работников предприятия
Предприятия. Их организационно- правовые формы
Виды и формы предприятий как юридических лиц
Создание предприятий
Человеческие ресурсы как фактор экономической эффективности предприятия
Понятие "конкурентоспособность предприятия"
Система факторов конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики
Программно-правовые системы в управлении конкурнтоспособностью предприятия
Материальные ресурсы
Организация материально-технического обеспечения на предприятии
Сущность, понятие и критерии эффективности производственно -хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия
Организация проведения анализа производственно – хозяйственной деятельности
Прибыль предприятия
Рентабельность
Планирование и анализ издержек предприятия
Банкротство и ликвидация организаций
Планирование и анализ издержек предприятия
Отличительные особенности технологического потенциала
Принцип организации производственного процесса
Сущность определения размера прибыли предприятия
Показатели розничного товарооборота
Общие принципы анализа рисков
Методы анализа рисков
Методы качественного анализа рисков
Государственные целевые программы

Устойчивое развитие предприятия

Оценка устойчивого развития предприятия
Теоретические основы разработки механизма устойчивого развития предприятия
Структурирование проблем устойчивого развития предприятия
Факторы устойчивого развития предприятия
Устойчивое развитие предприятия как фактор устойчивого развития региона
Концептуальные подходы к устойчивому развитию предприятия
Экономическое измерение устойчивого развития предприятия
Концептуальные подходы к устойчивому развитию предприятия
Инновационная составляющая устойчивого развития предприятия
Сущность и понятие концепции устойчивого развития
Система показателей устойчивого развития предприятия
Системный подход к развитию предприятия
Закономерности развития предприятия
Устойчивость экономических систем
Совершенствование техники и организации производста - основа развития предприятия
Понятие устойчивости в приложении к социально-экономическим системам
Методология ресурсно-функционального подхода
Управление экономической устойчивостью предприятия
Динамические условия развития предприятия
Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе роста инновационного потенциала
Современный подход к устойчивому развитию экономических систем
Структурно- организационная устойчивость
Система показателей устойчивого развития предприятия
Стратегия устойчивого развития
Ресурсы предприятия
ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

 

 

 

Реклама:
{LTS}

 

Первая школа научного менеджмента

Первая школа научного менеджмента.

На рубеже XIX и XX столетий в характере производства произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего, резко возросли его масштабы и концентрация. Появились предприятия-гиганты, на которых были заняты тысячи, а порой и десятки тысяч рабочих и инженеров; применялось дорогостоящее оборудование; сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научной технической мысли. Для их обслуживания требовались уже образованные и грамотные люди, сознательно и заинтересованно относящиеся к своему труду и ее результатам.

В этих условиях стало необходимо коренное изменение модели управления производством, применение иных организационных структур, схем подчиненности, строгое соблюдение технологий, точность выполнения заданий, обоснований стимулирование и т.п.

Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся в основном на эм­пирических данных, обеспечить уже не могла: отсутствовали необходимые зна­ния о закономерностях организации производственных процессов, оптимальной последовательности операций и режимах работы оборудования, технических и иных стандартах, личных возможностях людей, да и сами работники не были до­статочно обученными и подготовленными. В результате внедрение любых нов­шеств не приносило желаемого эффекта, а огромный технический и экономи­ческий потенциал предприятий оставался до конца не реализованным.

Необходимые предпосылки для обновления организации производства к того времени уже имелись в виде опыта индустриального управления, накоплённого XIX столетии, и достижений в таких отраслях знания, как экономика, социология и психология. Они позволяли создать концепцию научного менеджмента, представ­ляющую целостный комплекс идей, принципов, положений, в соответствии с ко­торыми должно осуществляться управление. Толчком для ее формирования стали массовые эксперименты на промышленных предприятиях.

В их рамках выявлялись факторы, влияющие на уровень производительности труда, опробовались стимулирующие системы его оплаты, выявлялись оптималь­ные режимы работы оборудования. Все это было подчинено задаче предотвраще­ния потерь, связанных с нерациональным использованием дорогостоящего обору­дования, сырья и материалов, доля затрат на которые росла из года в год.

В качестве примера можно привести опыт по погрузке угля. Его вес, захваты­ваемый лопатой, обычно колебался от 16 до 38 фунтов; экспериментами же было установлено, что максимальная выработка в день достигается при использова­нии лопаты, вмещающей 21 — 22 фунта, и при этом было предложено 15 типов лопат. В результате через 3,5 года там, где прежде трудилось 400—600 рабочих, осталось 140.

Пионером таких экспериментов стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915), родившийся в семье юриста. Карьеру он начал учеником модельщика, затем работал машинистом. Получив заочно высшее образование, Тейлор уже в 35 лет стал известным консультантом по менеджменту. Дослужившись за 8 лет до должности главного инженера сталелитейной компании в г. Бетлехеме, он провел в 1898 — 1901 гг, первую серию своих экспериментов.

Суть экспериментов заключалась в исследовании процесса подрезки чугунных чашек, который выполнялся самыми сноровистыми рабочими. Разделив опера­ции на отдельные элементы, Тейлор определял с помощью секундомера продол­жительность каждого из них и в итоге выводил средние нормы, которые впослед­ствии распространялись на всех рабочих. В результате производительность труда возросла в 3,5—4 раза, а заработная плата — на 60%. Причем, это было достигнуто не за счет интенсификации труда, как это довольно часто считают, а прежде всего за счет его рационализации.

Второй эксперимент Тейлора, проводившийся в той же компании, был связан с определением оптимальных способов постановки заготовок на станки и скорос­тей резания металла.

Тейлор провел несколько десятков тысяч опытов и выявил 12 независимых пе­ременных, влияющих на конечный результат. Для облегчения этого труда ему пришлось даже изобрести специальную счетную линейку.

Поскольку эксперименты Тейлора, в конечном счете, приводили к сокраще­нию потребности в труде, по вполне понятным причинам они вызывали озлобле­ние у рабочих, и его даже собирались убить. Против тейлоризма вначале выступи­ли и крупные предприниматели. Поэтому в 1912 г. палата представителей Конгрес­са США создала специальную комиссию для изучения системы Тейлора.

Все это заставило его довольно скоро пересмотреть свои излишне технократи­ческие взгляды и прийти к выводу, что благосостояние предпринимателей невозможно без благосостояния рабочих, и наоборот.

Свои взгляды Тейлор изложил в книгах: «Управление предприятием» (1903 г.) и «Принципы научного управления» (1911 г.). Эти взгляды касались четырех основных проблем: нормирования труда; роли менеджеров; вознаграждения и стимулирования; отбора и обучения персонала.

На основе тщательного изучения затрат времени, движений, усилий Тейлор доказал возможность разработать оптимальные методы осуществления производственных и трудовых операций, нормы времени, а также необходимость неукоснительного следования стандартам.

Прежде за результаты производства полностью отвечали рабочие. Однако Тейлор считал их ленивыми, не способными самостоятельно понять сложную организацию производства, рационально организовывать свой труд, целенаправленно действующими лишь на основе элементарных стимулов, в первую очередь денег.

Поэтому он полагал, что каждый менеджер должен не только осуществляет подбор, обучение и расстановку работников на те места, где они могут принести наибольшую пользу, но и устанавливать им задания, распределять материалы, ресурсы, стимулировать их рациональное расходование, высокую производительность, контролировать трудовой процесс и достигнутые результаты.

Тейлор считал, что менеджер должен определять для подчиненных порядок способы выполнения работы, время ее завершения.

Он писал: «Управление фабрикой и развитие научной организации труда и полагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменили собой личное суждение работника и которые могут быть с пользой применимы только после того, как будет проведен систематический учет, измерение и т.п. их действия».

Предложение возложить на менеджеров обязанность изучать трудовой процесс и вырабатывать научные рекомендации по его совершенствованию, а также повышать квалификацию работников по сути означало интеллектуальную революцию.

Тейлор пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности труда заключается в несовершенстве системы оплаты и поощрения. По его мнению, надлежащий эффект вознаграждение приносит в том случае, если будет с своевременным, относиться к конкретному человеку, а не к месту, которое он занимает выплачиваться на основе не догадок, а единообразных расценок, выведенных исходя из точного знания, обоснованных критериев.

Вознаграждением он считал и уступки работникам со стороны управляющих, поддержание дружеской атмосферы, а поэтому рекомендовал открывать на предприятиях столовые, детские сады, различные вечерние курсы как средство «для создания более умелых и интеллектуальных рабочих».

В соответствии с его советом на одной из фабрик, где трудились в основном женщины, завели породистого кота, с которым работницы имели возможность поиграть во время перерыва. Это улучшало их эмоции, поднимало настроение и в конечном итоге способствовало повышению производительности труда. Подоб­ные действия должны были, по мнению Тейлора, вызывать у рабочих «добрые чувства по отношению к хозяевам».

В результате своих исследований Тейлор сформулировал следующие принци­пы организации труда:

1.Детальное изучение отдельных действий и проведение экспериментов с целью установления законов и формул для наиболее эффективной работы «со стро­гими правилами для каждого движения» каждого человека и усовершенствования и стандартизации всех орудий и рабочих условий.

2.Тщательный отбор рабочих «на основе установленных признаков», их обуче­ние «до первоклассных рабочих» и «устранение всех людей, отказывающихся или не способных усвоить научные методы».

3.Осуществление администрацией серьезной) сотрудничества с рабочими, «сбли­жение рабочих и науки... на основании постоянной и бдительной помощи управления и выплаты ежедневных прибавок за скорую работу и точное выпол­нение заданий». В то же время Тейлор не исключал при этой принуждения, например, к использованию новых орудий или стандартов.

4.«Почти равное распределение труда и ответственности между рабочими и управлением» . Администрация берет на себя те функции, «для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие». «Специальные агенты администрации в течение всего рабочего дня работают с рабочими, помогают им, устраняют помехи в работе, ободряют рабочих».

Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Лилиан и Френк Гилберты. Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобре­тенный ими специальный прибор — микрохронометр, который мог измерять и фиксировать промежутки времени продолжительностью до 1 /2000 секунды.

С помощью метода стоп-кадров им удалось описать 17 основных движений кисти руки и их продолжительность. Это позволило выявить те, которые при вы­полнении стандартных операций были излишними. В результате, например, для укладки кирпича было рекомендовано 4 движения вместо прежних 18, что обеспе­чило рост производительности труда каменщиков на 50%.

Под влиянием Ф. Гилберта в Нью-Йорке было зарегистрировано общество, пытавшееся распространить принципы эффективности на все стороны жизни.

В частности, он обнаружил, что для застегивания пуговиц на жилете сверху вниз тратится 7 секунд, а снизу вверх — только 3. Используя две бритвы одновре­менно, он сократил время бритья на 44 секунды, однако при этом потерял 2 ми­нуты, накладывая повязки на порезы.

Проведенные исследования позволили Л. Гилберт стать первой в США женщиной, получившей степень доктора психологии.

Инженер-механик Т. Эмерсон родился в семье профессора литературы, говорил на 19 языках и в 23 года стал деканом филологического факультета университе­та штата Небраска. Но в течение последующих 20 лет занимался экономическими и инженерно-экономическими исследованиями и консультировал по всему миру.

Эмерсон разделял большую часть убеждений Тейлора. В 1908 г. он написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы», где обратил внимание на важную роль обоснованной структуры организации в деле экономии затрат и на значение стандартизации.

Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в работе «12 принципов эффективности» (1913 г.), из которой видно, что он, в сущности, «дрейфовал» к классическому направлению. Это заметно из формулировок самих принципов, в чем легко убедиться даже при беглом знакомстве с ними.

1.Отчетливо поставленные цели исходный пункт управления.

2.Здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин.

3.Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.

4.Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контроль и своевременным поощрением.

5.Справедливое отношение к персоналу.

6.Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование по принципу «лучше диспетчировать хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее».

8.Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9.Нормализация условий труда.

10.Нормирование операций,состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.

11.Письменные стандартные инструкции.

За этот принцип Эмерсон подвергся обвинению в бюрократизме, на которое он ответил своим оппонентам следующими словами: «Существует мнение, проповедуемое с большим пафосом, но все же совершенно безграмотно, будто бы стандартные инструкции убивают в работнике инициативу, превращают его в ав­томат. Если вспомнить о том, как порхает по воздуху воробей, или как бегает по дереву белка, то кажется, что лестницы только убивают инициативу в человеке, спускающемся с шестого этажа... Я же предпочитаю ограниченность, здравый смысл, удобство лестницы... Работать самым быстрым и легким способом — это значит сократить усилия, не снижая результатов, и освободить мозг для инициа­тивы, для изобретения и разработки еще лучших способов».

12. Вознаграждение за производительность.

Заслуга Тейлора и его последователей состояла в том, что они добились при знания менеджмента в качестве самостоятельной сферы и вида деятельности и по сути создали его первую научную школу, которая получила название рационалистической.

Ее методологическую основу составлял так называемый традиционный подход к организации, которая рассматривалась как нечто, состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов, чье функционирование, однако, подчиняется определенным общим закономерностям.

Рационалисты видели задачу менеджмента в выявлении этих закономерностей и руководстве в соответствии с ними каждым элементом организации вне связи с остальными.

Таким образом, игнорировалось реальное единство ее внутренних процессор необходимость целостного управления ими, а следовательно, ограничивались возможности эффективного использования существующего потенциала. Кроме того, рационалисты недооценивали роль личностного фактора, упрощенно представля­ли себе мотивы человеческого поведения.

3.Новый взгляд на организацию.

В значительной степени ограниченность тейлоризма была преодолена пред­ставителями классического направления в менеджменте. У его истоков стоял фран­цуз Анри Файоль (1841 —1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Свои взгляды на проблемы управления он изложил в книге «Общая промышленная ад­министрация» (1916г.).

Объектом интересов Файоля стала организация в целом и процессы управления как таковые, чем до него не занимался никто. В отличие, например, от Тейлора, он доказывал, что административные функции в известной мере выполняют даже ра­бочие.

Для обоснования классического (административного) направления у Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысленного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией «Ко­ломбо», которую возглавил, когда та была близка к финансовому краху, а поки­нул процветающей, занимавшей ведущие позиции в мире. Выйдя в отставку, Файоль стал руководить Центром административных исследований.

Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основ­ным видам деятельности:

1) Технической то есть, осуществлению производственного процесса.

2) Коммерческой (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции).

3) Финансовой, связанной с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств.

4) Бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т.п.

5) Административной, призванной оказывать воздействие на работников.

6) Защите жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, кото­рые сохраняют свое значение и по сей день. Вот как они звучат в его интерпрета­ции:

1) Разделение труда. Цель разделения труда — увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.

2) Власть - ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции — награды или кары, сопровождающих ее действия... Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.

3) Дисциплина — это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению... Состояние дисциплины в ка­ком-либо социальном образовании всецело зависит от его руководителей.

4) Единство распорядительства. Служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник... Ни в одном из слу­чаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распоря­дительства...

5) Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и туже цель.

6) Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что на предприятии интересы служащих, или группы служащих, не должны стано­виться выше интересов предприятия. Лицом к лицу здесь стоят две кате­гории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из круп­ных трудностей управления.

7) Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.

8) Централизация. Централизация не является системой управления, хорошей или плохой, сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей сте­пени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации — вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.

9) Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низких и кончая высокими.

10) Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем мес­те.

11) Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обя­занностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

12) Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функ­ции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную
работу. Таким образом, подобно другим принципам, принцип текучести рабочего со става имеет свою меру.

13) Инициатива. Инициативой называется возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.

14) Единение персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить, — дело искусное; но разделять собственные силы в предприятии — тяжкая ошибка.

В близком направлении формулировал свои взгляды на проблемы организа­ции управления известный всему миру автомобильный король начала XX столетия Генри Форд первый:

1. Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одногоцентра.

2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя, и максимально прибыльное.

3. Развитие стандартизации, повышающее качество и позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.

4. Движущийся конвейер с глубоким разделением труда на множество операций. Постоянное совершенствование управления.

И, наконец, логическим завершением классической школы менеджмента ста­ла концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого — юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера (1864—1920 гг.) В немалой степени она сформировалась под влиянием прусского военного порядка, наглядно проде­монстрировавшего роль четкой организации управления войсками и обеспечения их надежного взаимодействия.

Основная работа Вебера «Теория общества и экономическая организация» (1920) посвящена проблеме лидерства и бюрократической структуре власти. Но под­робнее мы об этом поговорим отдельно.

Помимо Файоля, разработавшего функциональное направление классической (административной) школы менеджмента, и Вебера, занимавшегося институцио­нальным направлением, а также Форда, к ней могут быть отнесены наши соотече­ственники Гастев, Керженцев и американец Урвик.

Важным научным итогом деятельности классиков является формулировка про­цессного подхода к управлению организацией, в рамках которого оно рассматрива­лось не как самостоятельные, изолированные, а как непрерывно повторяющиеся взаимосвязанные действия, последовательно реализующие перечисленные выше функции управления. В обеспечении такой непрерывности и состояла, по мысли Файоля, главная задача менеджмента.

Иными словами, произошла смена управленческой парадигмы: если традици­онный подход делал упор на самостоятельность отдельных элементов организации, то процессный — на их взаимную обусловленность.

Общими ошибками классиков считаются: увлечение формальными момента­ми, отношение к людям, как к машинам, упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения личности.
{SITELINK-S417}Собственность и управление{/SITELINK}



Цели и задачи управления организацией Сущность функций управления Технология управления Особенности современного менеджмента Предтечи научного менеджмента Система управления и её элементы Понятие менеджмента Коммуникации в управлении и мотивации деятельности Составляющие мотивации Первоначальные теории мотивации 

Реклама:

 

Управление качеством

Предмет и область управления качеством
Методологические основы управления качеством
Системы управления качеством
Моделирование систем управления качеством
Управление сложными техническими системами при формировании качества продукции в проектировании
Управление техническими системами при обеспечении качества продукции в производстве
Управление техническими системами при поддержании качества продукции в эксплуатации
Основы сертификации
Задачи и функции службы технического контроля на предприятии
Методические основы управления качеством
Система показателей качества продукции
Факторы, влияющие на качество продукции
Концепция всеобщего управления качеством
Международные стандарты ИСО 9000-2000
Инструменты повышения качества процесса и продукции
Факторы,влияющие на качество продукции
Анализ системы оценки персонала и системы обучения персонала
Категории управления качеством продукции
Управление техническими системами при обеспечении качества продукции в производстве
Системы управления качеством
Моделирование систем управления качеством
Общая характеристика системы качества ОАО "Брестский мясокомбинат"
Сертификация на ОАО "Брестский мясокомбинат"
Руководство по качеству ОАО "Брестский мясокомбинат"
Цикл Деминга
TQM (Total Quality Management)
Японская модель управления качеством
Концепция всеобщего управления качеством
Управление качеством в Япониии
Административные и экономические подходы к управлению качеством
Эволюция подходов к менеджменту качества
Взаимосвязь общего менеджмета м менеджмента качества
Развитие принципов сертификации
Качество и надежность
Качество и заинтересованные стороны
Качество и конкурентоспособность
Качество жизни
Понятие, показатели и методы оценки качества товара
Понятие, показатели и методы оценки качества товара
Основные принципы современных систем управления качеством продукции
Основные факторы, влияющие на качество продукции
Факторы, влияющие на качество продукции
Нормативные документы по стандартизации
Основные показатели качества продукции
Основные задачи управления качеством
Основные понятия и термины квалиметрии
Основные принципы современных систем управления качеством
Системы, соответствующие стандартам ИСО серии 9000
Всеобщее управление качеством

Квалиметрия

Оценка уровня качества продукции
Методы квалиметрии и анализ их применения в управлении качеством
Качество как один из факторов конкуренции в современных услових
Предмет и содержание квалиметрии как науки
Гносеология понятия "квалиметрия"
Основные понятия и термины квалиметрии
Стандарты и сертификация товаров и услуг
Основные понятия сертификации
Обязательная и добровольная сертификация
Правила и документы по проведению работ в области сертификации
словарь терминов по квалиметрии
Место и роль управления качеством в системе управления

Дипломное проектирование

Повышение эффективности деятельности предприятия (на примере конкретного предприятия)
Повышение эффективности управления производственным процессом
Повышение эффективности управления запасами
Совершенствование организации подготовки производства к выпуску новой продукции
Формирование инновационного потенциала предприятия
Оптимизация формирования доходов предприятия
Совершенствование технического обслуживания рабочих мест
Совершенствование организации производства на предприятиии
Повышение экономической устойчивости предприятия
Повышение эффективности использования финансовых результатов деятельности предприятия
Пример аннотации на дипломный проект
Повышение эффективности использования технологического потенциала предприятия
Общая характеристика ОАО "Преобразователь"
Повышение конкурентоспособности предприятия путем снижения себестоимости выпускаемой продукции
Пример анализа основных технико- экономических показателей деятельности предприятия
Общая характеристика ОАО "Брестский маясокомбинат"
Повышение эффективности испольхзования резервов развития предприятия
Сущность и классификация резервов развития предприятия
Оценка резервов развития предприятия
Управление резервами развития предприятия
Анализ резервов развития предприятия и оценка эффективности их использования
Сущность технологического потенциала
Система показателей оценки технологического потенциала
Оценка технологического потенциала
Структура технологического потенциала
Общая характеристика ОАО "Вяземский щебеночный завод"
Пути повышения эффективности использования материальных ресурсов
Общая характеристика муниципального унитарного предприятия «Автоколонна 1459»
Общая характеристика ОАО "Вяземский завод синтетических продуктов"
Анализ ТЭП ОАО ВЗСП
Анализ эффективности использования ОПФ на ВЗСП
Краткая характеристика ООО "Смит-Ярцево"
Организация технологической подготовки производства продукции

 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом