Системы, соответствующие стандартам ИСО серии 9000
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000:2000 - повышение удовлетворенности потребителей за счет эффективного применения системы, включая процессы постоянного улучшения системы и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям. Желанный результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Важнейшим же признаком того, имеется ли на предприятии система качества по МС ИСО 9000, является сертификат на систему. Наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. О популярности стандартов ИСО 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы Мобил, в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. В настоящее время сертифицированных систем уже более 200 тыс. Для отраслей, где высоки требования к качеству, безопасности, экологичности, а это относится к автомобильной индустрии, строится своя собственная промышленная политика. В настоящее время такая промышленная политика сконцентрирована в стандарте QS-9000 и в связанных с ним документах. Стандарт QS-9000 разработан знаменитой детройтской «большой тройкой»: «Крайслер», «Форд», «Дженерал Моторс», к которым присоединились пять крупнейших производителей грузовиков: «Фрайт-Лайнер», «Мэк-Тракс», «Нэвистар интернейшнл», «Паккар», «Вольво», «Джи Эм Хеви Трак». Базируясь на требованиях ИСО 9000, эти компании дополнили требования указанного стандарта как общеотраслевыми требованиями, так и специальными требованиями каждой компании. Стандарт QS-9000 с 1997 г. обязателен для всех компаний, являющихся поставщиками «большой тройки» и пяти компаний, производящих грузовики, а также других компаний, присоединившихся к QS-9000. Многие европейские, японские и корейские автомобильные компании сориентированы на требования QS- 9000. Интерес к стандарту проявляют и компании, не связанные с автомобилестроением. История формирования и развития принципов качества, сертификации имеет глубокие корни. Достаточно вспомнить этапы развития, которые приводят отечественные исследователи В.Е. Швец, В.А.Лапидус. В начале XX столетия (1-й этап) «отец научного менеджмента» Ф.У.Тейлор предложил систему, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поле допуска, вводила измерительные инструменты как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для «бракоделов» и т.д., формы и методы воздействия на качество продукции. На 2-м этапе (20-50-е годы) развитие получили статистические методы контроля качества - SQC (В.А. Шухарт, Г.Ф. Додж, Г.Г. Роминг и др.) Появились контрольные карты, обосновыва¬лись выборочные методы контроля качества продукции и регулирования технологических процессов. На Западе именно Шухарта называют отцом современной философии качества. Он оказал большое влияние на своих соотечественников Э.У. Деминга и Д.М. Джурана, которые известны своими работами в области управления качеством во всем мире. И Деминг, и Джуран не только активно пропагандировали статистические подходы к производству, но первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества. В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организацион¬ных проблем менеджмента. 50-80-е годы (3-й этап) появились внутрифирменные системы за рубежом, которые называются системами контроля качества: TQC (Фейгенбаум),СДУ(К. Исикава, «Семь инструментов качества»), QC-circles (методы Тагути), QFD и т.д. В этот период начинается сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. За рубежом это система ZD («Ноль дефектов»). В России - система БИП, Горьковская КАНАРСПИ, Ярославская НОРМ и общесоюзная КС УКП. В 80-е годы (4-й этап) появляются системы, в которых управление качеством продукции рассматривается как управление всем производством. Поэтому решение задач качества требует создания такой организационной структуры, в которую должны входить все подразделения, более того — каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции. К таким системам относится система TQM - всеобщее управление качеством на базе стандартов ИСО 9000. TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - ноль дефектов, к затратам - ноль непроизводительных затрат, к поставкам — точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин - «Постоянное улучшение качества» (quality improvement). {SITELINK-S209}Техническое обслуживание производства{/SITELINK}
|