Процессный подход к управлению производством
В последние десятилетия на предприятиях всех отраслей во всем мире используется процессный подход к организации управления производством, доказавший свою эффективность на множестве примеров.
Процессный подход как концепция известен уже давно как в методологии классического менеджмента, так и в различных его техниках, таких, например, как структурный анализ сложных систем, ре-инжиниринг деловых процессов и др.
В основе этого подхода лежит представление о бизнес-процессе, как последовательности действий, шагов, предпринимаемых для достижения целей предприятия.
Деятельность любого крупного промышленного предприятия можно представить в виде совокупности бизнес-процессов. Следовательно, и управление предприятием представимо как управление бизнес-процессами (по англ. BPM – business process management). Соответствующий подход к организации управления называется процессным.
Эффективный менеджмент производства при процессном подходе можно представить условно как совокупность двух элементов:
- хорошо структурированная (описанная) сеть процессов, определяющая производственный процесс (процессы);
- постоянно реализуемые процедуры планирования, обеспечения, управления, улучшения качества в рамках каждого процесса сети процессов.
Процессный подход может использоваться для производства как оперативного, так и стратегического управления промышленным производством. На этом подходе основаны многие современные методики и инструменты стратегического управления с применением ключевых показателей эффективности (КПЭ или KPI – Key Performance Indicators), включая системы сбалансированных показателей (ССП или BSC – Balanced Scorecard).
Организация производства на основе процессного подхода позволяет проследить непосредственную цепочку создания продукции. При таком подходе в начале цепочки создания продукции стоит требование заказчика к продукции, а на выходе – заказчик, удовлетворенный продукцией. Уровень этого удовлетворения (качество продукции) – основа процессного подхода.
Качество продукции и услуг промышленных предприятий определяется качеством процессов, результатом которых они являются. Эта идея лежит в основе практически всех систем менеджмента качества (СМК). И все эти системы, ориентированные на различные методики: ISO 9000, Capability Maturity Model (CMM, CMMI), EFQM, 6sigma и т.д., основаны на процессном подходе к управлению.
В соответствии с идеологией стандартов ИСО семейства 9000 применение в производстве системы процессов, наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться процессным подходом.
Организация производства должна рассматриваться не как набор отдельных процессов. Очень важно воспринимать производство как систему взаимодействующих управленческих, поддерживающих и производственных процессов.
Основное отличие процессного подхода в том, что он ориентирован, в первую очередь, на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продукции или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. При этом система управления производством ориентируется как на управление каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия в целом. При этом система качества производства обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов. Процессный подход подводит к переходу на ресурсосберегающую организационную структуру (Lean production)
Основными чертами такой организационной структуры являются:
- широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
- сокращение количества уровней принятия решений;
- сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;
- повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы производства в целом;
- автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.
Искусство управления заключается в разделении основной задачи на подзадачи и контролем над тем, чтобы эти задачи решали основную управленческую задачу. Менеджмент - это скоординированная деятельность по руководству и управлению предприятием.
Ключевой целью общего руководства предприятием является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию, т.е. управление по целям через процессы.
Процесс - последовательность исполнения работ (функций, операций), направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя.
Основой любого процесса является целенаправленность, взаимодействие и последовательность.
Целенаправленность - способность процесса достигать определенного результата (цели), обязательный элемент процессного подхода, основной критерий оценки для выбора процессов, показателей эффективности и оценки на их основе всех мероприятий по улучшению. Например, «Процесс продаж» в ЗАО «Электролуч» может иметь целью продать, в соответствии с планом, определенный ассортимент продукции по требуемым ценам в необходимом объеме в названных регионах.
Взаимодействие (интерфейс) - важная категория, определяющая, насколько соответствует результат, полученный участником процесса, потребностям потребителя этого результата (совсем не обязательно, чтобы он был клиентом организации, это может быть сотрудник соседнего, а иногда и того же отдела).
Последовательность (поток) - представляет собой очередность действий, выполняемых в соответствии со всеми установленными условиями и определяющими направление дальнейшего движения. Правильно выстроенная последовательность позволяет избавиться от ненужных операций, сократить длительность и стоимость процесса, добиться улучшения качества результата.
Любое промышленное предприятие в целом можно рассматривать как систему, потребляющую ресурсы на входе, преобразующую их внутри себя и выдающую на выходе продукцию (работы, услуги). Вся эта система представляет собой процесс, позволяющий достичь целей организации. Цель предприятия определяет содержание и форму процессов. Каждый процесс при этом имеет свою цель. Выполнение целей всех процессов приводит к достижению целей компании. Сколько и каких процессов должно быть в компании определяют цели и стратегии их достижения.
Таким образом, чтобы достичь поставленных целей, организации необходимо управлять своими процессами, организуя их взаимоувязанное исполнение. Для этого необходимо создать процессную структуру организации, которая образуется путем «связывания» процессов с целевой структурой.
Чтобы сформировать процессную структуру, необходимо иметь:
- цели предприятия, которые формируются на этапе разработки стратегии;
- процессы предприятия, которые формируются на этапе бизнес- инжиниринга т.е. их описания и моделирования в целях их последующей оптимизации.
|