Практические работы по экологии
Данное пособие предназначено для студентов очного отделения, обучающихся по специальности «Автомобиле- и тракторостроение». Для закрепления теоретических знаний учебным планом специальности предусмотрены семинарские занятия, которые позволят будущим специалистам сформировать свой взгляд на изучаемые проблемы. Проведение семинарских занятий предполагает использование комплексного подхода к методике преподавания дисциплины, который включает в себя устную проверку теоретических знаний (даны вопросы для подготовки к семинарским занятиям) и организацию работы студентов либо в подгруппах, либо индивидуально.
Семинарское занятие № 1. Основные вопросы и объекты экологии (2 часа)
Цель проведения семинарского занятия: рассмотреть и осудить основные вопросы, которые изучает экология.
Вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии
1. Экология как наука.
2. История развития экологических взглядов на окружающий мир.
3. Трофические отношения между организмами.
4. Основные законы экологии.
5. Понятие сообщества организмов.
Для допуска к семинарскому занятию студент должен составить краткий конспект по данной теме взяв за основу вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии. Ответ на вопрос не должен превышать 3 – 3,5 страниц печатного текста (шрифт 14, интервал 1,5).
Способ проведения: опрос и обсуждение рассматриваемых вопросов.
Семинарское занятие № 2. Экологические системы и биосфера Земли (2 часа).
Цель проведения семинарского занятия: рассмотреть основные экологические системы и их характеристики.
Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии
1. Компоненты экосистем.
2. Взаимодействие биоценозов и экотопа в экосистеме, свойство эмерджентности экосистем.
3. Круговорот вещества и энергии в экосистеме.
4. Концепция продуктивности.
5. Внутреннее равновесие экосистем.
6. Климатическая зональность и типы наземных экосистем.
7. Понятие о биосфере, как глобальной экологической системе планеты Земля.
8. Структура и границы биосферы.
9. Круговорот веществ в биосфере.
10. Баланс энергии в биосфере.
11. Организация биомассы: продуценты, консументы, редуценты.
12. Почва и её происхождение.
13. Продуктивность суши и океана.
14. Круговороты в биосфере.
15. Эволюция биосферы.
16. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
17. Представление о ноосфере.
Для допуска к семинарскому занятию студент должен составить краткий конспект по данной теме взяв за основу вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии. Ответ на вопрос не должен превышать 3 – 3,5 страниц печатного текста (шрифт 14, интервал 1,5).
Способ проведения: опрос и обсуждение рассматриваемых вопросов и рефератов по данной теме.
Семинарское занятие № 3. Антропогенное воздействие на биосферу (2 часа).
Цель проведения семинарского занятия: определить место человека в биосфере.
Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии
1. Человек как биологический вид.
2. Популяционные характеристики человечества.
3. Демографический взрыв.
4. Урбанизация.
5. Характеристика ресурсного цикла промышленного производства.
6. Ресурсоистощающее природопользование.
7. Основные источники загрязнения природной среды.
8. Краткая характеристика выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, состава твердых отходов источников загрязнения.
9. Влияние антропогенной деятельности на глобальный круговорот веществ.
10. Потеря устойчивости биосферой.
11. Сущность современного экологического кризиса.
12. Проявления экологического кризиса.
13. Концепция выхода из экологического кризиса и сохранения биосферы.
14. Концепция устойчивого развития.
Для допуска к семинарскому занятию студент должен составить краткий конспект по данной теме взяв за основу вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии. Ответ на вопрос не должен превышать 3 – 3,5 страниц печатного текста (шрифт 14, интервал 1,5).
Способ проведения: опрос и обсуждение рассматриваемых вопросов и рефератов по данной теме.
Семинарское занятие № 4. Принципы охраны окружающей природной среды (2 часа).
Цель проведения семинарского занятия: определить основные принципы охраны окружающей природной среды.
Вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии.
1. Потенциал создания ресурсосберегающих технологий.
2. Основные виды природных ресурсов, их классификация.
3. Платность прородопользования.
4. Государственный надзор и ограничение природопользования.
5. Система экологического права.
6. Нормирование качества ОПС.
7. Система стандартов охраны природы.
8. Мониторинг ОПС.
9. Особо охраняемые территории.
Для допуска к семинарскому занятию студент должен составить краткий конспект по данной теме взяв за основу вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии. Ответ на вопрос не должен превышать 3 – 3,5 страниц печатного текста (шрифт 14, интервал 1,5).
Способ проведения: опрос и обсуждение рассматриваемых вопросов и рефератов по данной теме.
|