КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ
COMPETITIVENESS IN GLOBALIZED REGIONAL MARKETS
Студентка филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме Орлова Светлана Сергеевна Student of branch of FSBEI HPE «MSIU» in the town of Vyazma Orlova Svetlana Sergeevna Аннотация Данная статья посвящена проблемам конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации региональных рынков. Abstract This article focuses on the problems of competitiveness of enterprises in the context of globalization of regional markets. Ключевые слова: конкурентоспособность, глобализация, рыночная экономика, новые технологии, инновации. Keywords: competitiveness, globalization, market economy, new technologies, innovation.
Данная тема актуальна, потому что Россия в последние несколько десятилетий активно принимает участие в мировом процессе экономической глобализации. Этот процесс в ближайшем будущем будет определять основные принципы политики нашего государства. Проблема конкурентоспособности российских предприятий возникла после перехода Российской Федерации на рыночные отношения. В Советском Союзе существовала определённая изолированность национальных предприятий от внешних конкурентов, а внутренней конкуренции вообще почти не было. Регионы России развивались по командно-плановой модели, где все ресурсы перераспределялись централизованно, исходя из установленной государством стратегии, а важные факторы, определяющие издержки, такие как цены на энергоносители, транспортные расходы, уровень заработной платы, регулирование социальных расходов и т. д. находились под государственным контролем. Развитые и развивающиеся страны по мере своего вступления в открытый рынок пережили технологическую, корпоративную и торговую перестройку экономики и новую территориальную концентрацию экономической деятельности. Этот переход отразился на экономике России. Постепенно ушли некоторые крупные предприятия, обанкротились целые отрасли. Причиной этому послужило то, что они не выдержали конкуренции. Таким образом, стала очевидна необходимость смены технологий и отраслевой структуры, поиск новых технологий. Проблема конкурентоспособности страны в целом связана с конкурентоспособностью рынков регионов. На значение регионов в национальной экономике большое влияние оказывает глобализация мировых экономических процессов: - глобальная конкуренция; - свободный рынок; - доступность ресурсов, альтернативный их выбор и т. д.[2] Регионы могут войти на мировой рынок, если будут создавать конкурентоспособную продукцию, но всё равно останутся подвержены экономическому влиянию со стороны экономик мира. Конкурентоспособность как комплексный показатель демонстрирует уровень использования присутствующего в регионе потенциала ресурсов, а обеспечение конкурентоспособности региональных фирм зависит в основном от эффективности менеджмента на региональном рынке.[1] Если рассматривать современные тенденции мировой экономики, то можно сделать такие выводы относительно региональной: − введение новых технологий приведёт к необходимости смены всей технологической базы региональной экономики; − ввод в дальнейшее использование технологических нововведений наиболее необходим в формах, представляющих интеграцию, кооперацию и согласованную деятельность участников; − предприятия, действующие в условиях глобализации, вынуждены своими параметрами соответствовать лучшим представителям отраслей, чтобы повысить свою конкурентоспособность; − целевыми показателями новых предприятий и производств являются показатели, отражающие интенсивность использования ресурсной базы по всем ее параметрам, таким как: энергетические, сырьевые показатели, трудовые ресурсы. В основе конкурентоспособности экономики региона лежит подход к оценке его роли и роли составляющих его субъектов. Качественные преобразования межотраслевых пропорций на основе смены технологий вынуждают придти к абсолютно новому подходу к размещению новых производств. Понимание мировых экономических тенденций позволяет разработать стратегию развития региона, соответствующую этим тенденциям. Это относится и к отраслевой структуре регионального продукта, например, расширению сферы услуг: - увеличение роли сельского хозяйства и перерабатывающих производств с одновременным повышением эффективности сельскохозяйственного земледелия; - развитие транспорта с целенаправленным созданием логистических систем; - выделение приоритетных направлений развития промышленности, отражающих ресурсный потенциал территории. Большое значение получает сфера образовательных услуг, так как она является базовой для развития человеческого потенциала. Также преобладает в повышении конкурентоспособности предприятия использование различных моделей развития промышленного производства и различных форм взаимодействия, обеспечивающих рост конкурентоспособности продукта, выпускаемого фирмой. За последние несколько десятков лет экономика развитых стран перенесла огромные структурные и организационные изменения. Основой этих изменений послужили следующие факторы: − быстрое развитие малого и среднего бизнеса с повышением его роли в социальном обществе способствует реализации предпринимательского потенциала населения в экономических инновациях; − развитие специализации в отдельных небольших фирмах помогает значительно увеличить их число с возможностью постоянного развития благодаря объединению в крупные структуры; − увеличение гибкости в организационном построении и возможность выбора партнеров на основе оценки издержек производства и обращения; − уделение особого внимания инновационному развитию и созданию мотивации взаимодействий предприятий и организаций с основной задачей - повышением конкурентоспособности на местном и внешнем рынках. Можно выделить такие проблемы региональной экономики: - фирмы в некоторых регионах отстают, так как долгое время не вводили структурных и технологических изменений и остались с большим количеством устаревшего оборудования, а это привело к высоким издержкам; - проблема эффективного функционирования предприятий несырьевого сектора, потому что некоторые из них становятся неконкурентоспособными; - предприятия без необходимых кооперационных связей на региональном уровне повышают издержки и создают проблемы социального характера, например, низкий уровень заработной платы, социальной ответственности; - возникает проблема кадрового обеспечения уже действующих и только ещё открывающихся предприятий. Из этого видно, что проблемы конкурентоспособности продукции на региональном рынке всё больше обостряются. Для их решения необходимо найти новый подход к размещению и функционированию промышленных предприятий. Необходим поиск дополнительных резервов за счет взаимосвязи предприятий на региональном рынке, изменение организационных структур. Новая роль регионов и субъектов регионального рынка повлияет на стратегические планы социально-экономического развития и отраслевые планы. В настоящее время необходимой согласованности в плановых документах и стратегиях развития, к сожалению, нет. Все современные управленческие технологии на региональном уровне требуют нового внедрения стратегий развития управленческими кадрами разного уровня и разных форм собственности и соответствующих программ обучения. Литература 1. Андрейчиков А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 394 с. 2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 2010. - 416 с. 3. Баканов М. И. Теория экономического анализа - М.: Финансы и статистика, 2011. - 390 с. 4. Беленов О. Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность промышленных предприятий: подходы, анализ, оценка. - Воронеж: издательство ВГУ, 2009. - 180 с. 5. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. - 482 с. Literature 1. Andreychikov A. V. Strategic management in innovative organizations: systems analysis and decision making. - Moscow: INFRA-M, 2013. - 394 р. 2. Ansoff I. The new corporate strategy. - St. Petersburg.: Peter Combe, 2010. - 416 р. 3. Bakanov M. I. Theory of Economic Analysis - Moscow: Finance and Statistics, 2011. - 390 р. 4. Belenov O. N. Competitive advantages and competitiveness of industrial enterprises: approaches, analysis and assessment. - Voronezh: VSU publishing house, 2009. - 180 p. 5. Gershman M. A. Innovation Management. - M.: Market DS Corporation, 2010. - 482 p.
{SITELINK-S786}СУЩНОСТЬ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ{/SITELINK}
|