Бизнес процессы предприятия
Бизнес-процессы существуют внутри каждой организации, вне зависимости от того, какой продукт или услугу она производит.
Деятельность каждого промышленного предприятия представляет собой цепочку процессов от маркетинга, планирования, до продажи и послепродажного обслуживания.
Все процессы имеют ряд отличительных особенностей.
Владелец бизнес-процесса (руководитель процесса) – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет его выполнением и несет ответственность за его результаты и эффективность.
Модель бизнес-процесса – графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес-процесса либо их взаимосвязанная совокупность.
Регламент бизнес-процесса - документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по его улучшениям.
Параметры процесса - характеристики (информация) по которым Руководитель процесса и высший руководитель могут судить о эффективности выполнения процесса и достигнутых результатов;
Потребитель - потребитель результатов процесса, степень удовлетворенности которого является оценкой эффективности процесса;
«Входы» процесса - входные объекты (сырье, материалы и т.д.), которые в результате выполнения процесса преобразуются в «выходы» процесса. Часто «входы» одного процесса являются «выходами» другого;
«Выходы» процесса – конечный результате выполнения процесса.
Сеть процессов производства - объединение взаимосвязанных и взаимосогласованных процессов производства в единую систему.
Функция – направление деятельности элемента организационной структуры, представляющее собой совокупность однородных операций, выполняемых на постоянной основе. Определение для каждого бизнес-процесса всех составляющих называется описанием бизнес-процесса. [7]
Процессный подход, составляющий основу новой версии МС ИСО 9000, требует применения специальных средств для описания и классификации процессов, составляющих деятельность организации.
Наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление
Каждый процесс при декомпозиции может быть разбит на некоторое количество подпроцессов (бизнес-процессов), выполнение которых приводит к получению на «выходе» процесса продукции с заданными параметрами.
Один из подходов для классификации бизнес-процессов заключается в определении глобальных целей деятельности предприятия, а затем, исходя из целей, в определении типов этих процессов.
Все цели деятельности предприятия можно определить так:
- получение дохода в результате основной деятельности предприятия;
- обеспечения условиями и ресурсами основной деятельности предприятия;
- управление деятельностью предприятия.
Этим целям соответствуют три класса бизнес-процессов:
- основные бизнес-процессы (или просто бизнес-процессы) – это процессы, в результате которых предприятия получает доход, то есть процессы его коммерческой и инвестиционной деятельности, прежде всего связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг);
- обеспечивающие процессы – обеспечение деятельности производства всеми необходимыми ресурсами и условиями;
- процессы управления – процессы, направленные на повышение эффективности первых двух типов процессов.
Организация производства должна рассматриваться не как набор отдельных процессов. Очень важно воспринимать производство как систему взаимодействующих управленческих, поддерживающих и производственных процессов.[16] Всю деятельность предприятия можно представить как совокупность взаимосвязанных процессов этих трех типов, которые можно детализировать
|