Инновационная составляющая устойчивого развития предприятия Е.Н. Кучерова филиал МГИУ в г. Вязьма
Достижение устойчивого развития предприятия предусматривает наличие у предприятия необходимо потенциала для роста и развития. Этим потенциалом развития предприятия будем считать прибыль. Любое развитие есть функция времени, следовательно, потенциал развития предприятия также есть функция времени.
где: - суммарное значение всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) i – вид ресурса; j – вид используемых технологий; ij – эффективность использования ресурсов.
где: ij(t) – коэффициент совершенства технологий, ; - качество организации труда (в том числе управления); ; - коэффициент ресурсоотдачи, Потенциал развития предприятия наращивается, если выполняется условие: tc< tв< tп< tрп< tит, где: tс – темп роста себестоимости продукции; tв – темп роста выручки; tс – темп роста прибыли; tрп – темп роста прибыли, реинвестированной в производство; tит – темп роста инновационных технологий. Неравенства, рассматриваемые слева направо, имеют очевидную экономическую интерпретацию. Первое неравенство означает, что экономический потенциал предприятия возрастает, т.е. масштабы его деятельности увеличиваются. что по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля, вложенного в предприятие. Из второго неравенства видно, что прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об имеющемся в отчетном периоде относительном снижении издержек производства и обращения как результат действий направленных на оптимизацию технологического процесса. Увеличение прибыли более высокими темпами по сравнению с ростом объёма продаж и себестоимостью продукции свидетельствует о том, что ресурсы предприятия используются эффективно и имеются возможности для устойчивого развития. Увеличение темпов роста реинвестированной прибыли и инновационных технологий становится условием выживания предприятия, повышением конкурентоспособности продукции, что, в конечном счете, увеличивает прибыльность предприятия. В связи с этим, для устойчивого развития предприятию необходимо с увеличением общей выручки пропорционально увеличивать часть реинвестируемой в производство прибыли и авансированного капитала, идущего на нововведения, делая, таким образом, предприятие инновационно активным. Развитие субъектов хозяйственной деятельности может быть обеспечено разными путями: экстенсивный путь развития – предполагает расширение объемов производства и сбыта продукции, осуществляется в условиях ненасыщенного рынка при отсутствии острой конкуренции и относительной стабильности среды хозяйствования и связан с возрастающими расходами ресурсов; интенсивный путь развития – предполагает использование достижений науки и техники для усовершенствования конструкций и технологий производства традиционных (модернизированных) продуктов с целью снижения себестоимости их производства, повышения качества, а в итоге – повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции; инновационный путь развития – предполагает непрерывное обновление ассортимента продукции и технологий её производства, усовершенствование системы управления производством и сбытом. Соотношение показателей эффективности использование экономического потенциала предприятия для различных типов экономического развития представлено в табл. 1. Таким образом, инновационное развитие является наиболее перспективным способом хозяйствования, который базируется на непрерывном поиске и использовании новых методов и сфер реализации экономического потенциала предприятия в условиях изменчивой внешней среды. Развиваясь инновационным путем, предприятие вынуждено совершенствовать свою производственную базу, систему материально- технического обеспечения, оптимизировать структуру сбыта продукции, адаптируя их к изменениям. Одновременно с этим происходит перестройка организационных структур управления, приобретают опыт и расширяют знания работники и руководители, отлаживается система взаимодействия с экономическими партнерами, создается и укрепляется имидж предприятия. В связи с этим растет экономический потенциал, расширяются адаптационные способности предприятия к изменениям внешней среды, что, в свою очередь, может позволить реализовать новые возможности, обеспечивая устойчивое развитие предприятия. Таким образом, критерием устойчивого развития предприятия является прирост его экономического потенциала (∆ R>0). К основным функциям инновационного развития относятся: анализ внешней среды и прогнозирование её развития; анализ внутренней среды предприятия; формирование целевого рынка для реализации проектов инновационного развития; анализ и количественная оценка риска на этапах инновационного развития; выделение приоритетных направлений деятельности; формирование организационной структуры управления; планирование производственно – сбытовой и финансовой деятельности предприятия по выбранным направлениям; контроль выполнения мероприятий, направленных на реализацию потенциала экономического развития; подготовка решений о своевременном изменении приоритетов и поиск новых направлений инновационной деятельности. Классификация направлений инновационного развития предприятия представлена на рис.1.

Рис.1. Классификация направлений инновационного развития предприятия
При выборе направлений инновационного развития предприятия необходимо провести анализ соответствия внутренних возможностей предприятия перспективе развития. Таким образом, решение проблемы эффективной организации производства и сбыта на предприятия невозможно без создания системы целенаправленного поиска и наиболее благоприятных для конкретного предприятия в существующих условиях направлений устойчивого развития на базе инноваций. Список литературы 1.Социально – экономический потенциал устойчивого развития: Учебник/ Под ред. проф. Л.Г. Мельника (Украина) и проф. Л.Хенса (Бельгия). – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2007. – 1120 с. 2.Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономки знаний: концептуальные основы теории и практики управления/ Под ред. В.В. Попкова.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,2007. – 295 с.
|