В «Большом Энциклопедическом словаре» (1998) инженерная психология определяется как «отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий инженерной психологии используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек-машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий». Другими словами, инженерная психология занимается изучением того, как и с какими последствиями взаимодействует человек с машинами и приборами, как влияют на человека машины и приборы, что способствует быстрой утомляемости человека в процессе труда и что способствует сохранению им в течение длительного времени внимания и работоспособности. Зная всё это, можно выработать соответствующие рекомендации, построить рациональную систему проектирования машин и приборов, учитывающую необходимость обеспечения длительной и безотказной работы систем «человек-машина», «человек-прибор». Науку, которая вырабатывает рекомендации для этих рациональных систем проектирования, называют эргономикой.
В основе исследований инженерной психологии лежит тот факт, что окружающий нас мир, процессы и явления в нём человек воспринимает через зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные органы и с той или иной степенью адекватности реагирует на воспринимаемую информацию. Именно эти два процесса - восприятие и реакция - лежат в основе нашего взаимодействия с техническими устройствами. Человек в системе «человек-машина» функционирует по разному:
- в качестве только наблюдателя, т. е. функция человека, состоит в пассивном наблюдении за происходящими в машине процессами. Такой вид деятельности присущ полностью автоматическим системам, а присутствие человека необходимо для дополнительной к существующим автоматическим средствам регистрации протекающих в системе процесс сов и фиксации происходящего; иногда наблюдатель наделяется правом остановки автоматической системы, если система по каким-то причинам начинает функционировать не так, как ей положено;
- в качестве корректора функционирования технического устройства, когда его параметры выходят за установленные нормы и его автоматические системы регулирования по каким-то причинам не обеспечивают поддержание заданных параметров или режимов;
- в качестве управляющего функционированием технической системы когда человек с помощью приборов определяет состояние системы и, манипулируя органами управления, поддерживает её в рабочем состоянии.
Примерами наблюдателя могут служить оператор ЭВМ, рабочий, обслуживающий станок с программным управлением или группу станков поточного производства. К корректорам функционирования технического устройства можно отнести операторов управления работой котлов на теплоэлектроцентралях, ядерных реакторов на атомных электростанциях, космонавтов, летчиков при ведении самолёта автопилотом. Управлять функционированием технической системы приходится лётчикам, шоферам и т. п. Общим для всех трёх функций человека в системе является то, что он не просто воспринимает происходящее, но реагирует на сигналы о состоянии системы и в случае надобности однозначно и правильно принимает решение о воздействии на систему, приводящем её к нормальному режиму работы. Итак, человек в системе «человек-машина»:
- наблюдает (воспринимает) через органы зрения, слуха, осязания или обоняния непосредственно или через показания приборов контроля и управления технического устройства за его функционированием;
- сопоставляет восприятие (наблюдение) с неким образом (трафаретом) нормального функционирования технического устройства, заложенным в человека при обучении;
- принимает решение о способе воздействия на техническое устройство с целью или возвращения его к нормальному режиму работы, или осуществления изменения положения его в пространстве в соответствии с обстановкой;
- осуществляет своё решение.
На любой из этих стадий человек может ошибиться и оказаться в одной из следующих четырёх ситуаций:
- заметить ошибку и сразу же исправить её - немедленное реагирование на ошибку;
- заметить ошибку, но не исправить её, посчитав, что ошибка совершена небольшая и она не приведёт к серьёзным осложнениям, решение, которое может свидетельствовать как о большом опыте, так и о небрежности, малом опыте или недостаточной подготовке;
- не заметить ошибку, но исправить результат её воздействия на систему после выполнения ею нескольких последующих операций - замедленное реагирование на ошибку;
- не заметить и не исправить ошибку - отсутствие реагирования на ошибку.
Очевидно, что последние две ситуации являются следствием ошибки человека при наблюдении, неправильной оценки показаний приборов или своих ощущений при сопоставлении наблюдения с трафаретом ответных действий на наблюдение и, наконец, при принятии и осуществлении решения.
Итак, современная и будущая техника достаточно сложна, и участие человека в её функционировании неизбежно. Чтобы свести к минимуму риск ошибки человека, необходимо знать среднестатистические данные о пропускной способности различных органов чувств людей, а также знать, в каких условиях эти данные получены.
|