Оценка конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Такая оценка должна содержать следующие показатели:
- потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;
-ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость («продуктовая дифференциация»);
-набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»);
-потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке;
-создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.
Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.
В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.
В настоящее время отсутствуют общепринятые методы оценки конкурентоспособности предприятия.
По методам оценки конкурентоспособности предприятия предложения заключаются в следующем:
-уровень конкурентоспособности предприятия считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
-отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов, эффективности деятельности предприятия исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
-отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
-прогнозировать перечисленные комплексные показатели минимум на пять лет.
По методике Фатхутдинова Р.А. [33] конкурентоспособность предприятия можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:
, (1.1)
где ai – удельный вес i-го товара предприятия в объеме продаж за анализируемый период;
ßi – показатель значимости рынка, на котором представлен товар предприятия (для промышленно развитых стран значимость рынка Фатхутдиновым [33] рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран 0,7, для внутреннего рынка 0,5);
Қii – конкурентоспособность i-го товара на i-м рынке.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:
-если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
-если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Для оценки конкурентоспособности предприятия сначала необходимо провести анализ его состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.
Цель системного анализа предприятия – установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования предприятия.
Этапы проведения системного анализа состояния предприятия предлагается «привязывать» к структуре системы управления организацией:
-анализ качества научного подхода сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых инструментов новой экономики;
-анализ компонентов выхода системы, т.е. качества стратегии предприятия, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей;
-анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе предприятия, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов;
-анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли;
-анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на предприятие;
-анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон предприятия по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т.е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении предприятия;
-анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей предприятия в ее организационно-техническом и социальном развитии;
- анализ качества управляемой подсистемы системы управления в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества их сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению;
-анализ качества управляющей подсистемы системы управления организацией в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений;
-анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;
-анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;
-анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства;
-анализ устойчивости функционирования предприятия;
-установление стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования предприятия для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.
|