Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия
Новое время диктует новые правила. Осознанное стремление России динамично интегрироваться в мировую экономику предполагает необходимость использования общепризнанных в международном сообществе показателей эффективности деятельности предприятий, и в первую очередь конкурентоспособности. Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является актуальной в современных российских условиях, в тоже время, недостаточно проработанной в отечественной экономической литературе. В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценки конкурентоспособности предприятия. Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Либерализация импорта, образование рынка капитала акционерных предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть найден путем создания конкурентного производства, а это требует значительных разработок по оценке и управлению конкурентоспособностью предприятия. По мнению ряда серьезных исследователей данной проблемы, в настоящее время в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности нет, что является весьма актуальной задачей. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, а суть и эффективность ее применения не афиширует. Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются различные участники рынка: конкуренты, инвесторы и т.д. Необходимо отметить, что многие авторы, применяя понятие «конкурентоспособность» подсознательно имеют ввиду уровень конкурентоспособности, т.е. степень превосходства одного объекта над другим. Традиционным способом анализа микроконкурентоспособности являются расчеты и исследования конкурентоспособности товаров, услуг, а также предприятий, их производящих. С помощью соответствующей оценки можно установить, какой из видов продукции (услуг) предпочтительнее для потребителя. Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка – предприятия- изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. Но в конечном счете оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар, который в наибольшей степени удовлетворит его потребности при минимальных затратах. Оценка конкурентоспособности на микроуровне проводится и по некоторым другим параметрам, связанным с особенностями производства и потребления конкретного вида продукции. Здесь принимаются во внимание (кроме отношения цены и качества сравнимых видов продукции), в частности, условия поставки (время, форма платежа, вид транспортировки и пр.), а также наличие и эффективность обслуживания при продаже товара и последующим его использовании. В разрезе хозяйствующих субъектов могут оцениваться как отдельные категории видов деятельности (конкурентоспособность маркетинговой деятельности, менеджмент и т.д., так и составляющие элементы хозяйственного процесса (конкурентоспособность технологии призводства, оборудования и т.д.) В процессе исследования конкурентоспособности объектов на микроуровне наиболее полную информацию предоставляет не выявление реального соотношения качества сравниваемых товаров, а выявление устойчивых взаимосвязей между затратами (ценой) различных товаров и их качнством. Приее решении чаще всего используются параметрические методы исследования, позволяющие не только установить эти связи, но и количественно их определить. Оценка микроконкурентоспособности может охватывать как конкретные товары, так и товарные группы. Повышение уровня конкурентного поля (включение в него сложных производственных систем и их комбинаций, являющихся результатом хозяйственного взаимодействия отдельных фирм и предприятий) усложняет анализ конкурентоспособности сравниваемых объектов, приближая его к следующей ступени- мезоконкурентоспособности. Под данной категорией будем понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее «живучести» и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом. Оценивая конкурентоспособность отрасли или отраслевого комплекса, при необходимости следует учитывать такой важный фактор, как функционирование отрасли в качестве органичной части национального хозяйства. В этом ракурсе можно говорить о степени выполнения данной отраслью специфических функций (например, обеспечение населения определенным видом продукции). Конкурентоспособность на уровне отрасли можно оценивать, применяя следующие показатели и их комбинацию: производительность труда; уровень оплаты труда; капиталаемкость; наукоемкость и технический уровень продукции; совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; объем технологических заделов для реализации научных и проектно- конструкторских разработок; степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; степень соответствующего уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства; то же- в отношении динамики цен на продукцию; экспансия отрасли (степень использования ее продукции в различных отраслях хозяйства) и т.д. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслевых объединений, финансово-промышленных групп или отдельных сфер хозяйствования. Понятие конкурентоспособности, в принципе имеющее вполне определенный экономический смысл по отношению к товару или предприятию, лишено аналогичной строгости применительно к национальному хозяйству страны. Во всяком случае, в ходе уже давно длящихся дискуссий по поводу определения национальной конкурентоспособности единые подходы так и не выработаны, хотя международная экономическая конкуренция становится все острее и, стало быть, потребность в исследованиях макроконкурентоспособности и формирующих ее факторов все возрастает. Современные определения национальной конкурентоспособности, принятые рядом официальных организаций или предлагаемые отдельными учеными, по существу, соответствуют общему определению конкурентоспособности как способности компаний, отраслей ,регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции. Национальная конкурентоспособность может быть измерена с помощью ряда показателей. Это прежде всего: сальдо внешнеторгового баланса; затраты факторов производства на единицу продукции, приведенные к курсу национальной валюты; рыночные квоты. Однако перечисленные показатели не в полной мере отражают характер и качество рыночного преимущества, а значит, его устойчивость и перспективность. Необходимо отнести к числу интегральных показателей национальной конкурентоспособности «производительность труда», отражающую то, насколько может быть низкозатратным производителем при условии высокой заработной платы, а также «полную факторную производительность», измеряющуюся количеством продукции, произведенной на единицу совокупных затрат и капитала. Несомненно, что конкурентоспособность объектов всех описанных уровней находится в тесной взаимосвязи друг с другом и оказывает непосредственное влияние на величину каждого из них. Нельзя всерьез рассчитывать на обоснованно высокую конкурентоспособность отрасли или предприятия, если в стране не отрегулированы основные балансы политического, социального и экономического характера. Рассмотрение вопроса количественной оценки конкурентоспособности будет незаконченным без описания применяемых методик расчета. Способы оценки конкурентоспособности предприятия представлены во многих работах, которые базируются: - на оценке конкурентоспособности товара, где в качестве исходных данных принимаются показатели на прогнозируемый период ; - на основе теории эффективной конкуренции, в которой продифференцированы отдельные показатели оценки; - на матричном методе, в основе которого лежит анализ конкретной способности предприятия с учетом жизненного цикла выпускаемых товаров ; - на оценке стратегических потенциалов фирмы . {SITELINK-S131}Планирование и оперативное управление подготовкой производства{/SITELINK}
|