Функция управленца - быть образцом для своих подчиненных
Хороший управленец...
♦ профессионально компетентен
♦ мыслит стратегически
♦ понимает цели организации
♦ умеет решать
♦ лоялен с высшими и с низшими
♦ ориентирован на результат
♦ уважает людей и их мнения
♦ честен
♦ последователен
♦ восприимчив
♦ открыт для критики
♦ признает свои слабые стороны и ошибки
♦ хвалит и поощряет
♦ может воодушевить на новые идеи
♦ гибок
♦ умеет смеяться
♦ способен довести дело до конца
♦ разумно планирует время
♦ пользуется признанием окружающих
♦ получает удовольствие от работы
♦ Превентивное мышление
♦ Мышление, ориентированное на будущее
♦ Управленческий опыт
♦ Всестороннее восприятие реальности
Социальная компетенция
♦ Силен в коммуникационном плане
♦ Искусен в различной работе
♦ Способен к убеждению людей
♦ Толерирует (принимает во внимание) возможное разочарование
Методическая компетенция
♦ Coaching (наверх, на равном уровне, вниз)
♦ Ведение, комментирование направления выполняемой работы
♦ Мотивирование, обоснование выполняемой работы
♦ Компетенция замысла, творческой мысли
Личностная компетенция
♦ Оптимист
♦ Готовность к обучению
♦ Знание людей, их психологии
♦ Дипломатичность
♦ Способность к критике
♦ Открыватель, зачинщик новых идей
♦ Способность комбинировать
♦ Способность импровизировать
♦ Цельность, нравственная чистота
♦ Должен быть искренним с собой и с другими
Знание людей и их психологии является наиболее важной составляющей эффективного руководства. В свою очередь, эффективное руководство есть ненасильственное влияние на координацию и направление деятельности с целью достижения групповых целей.
Руководитель - это человек, который задает направление движения и ведет за собой в данном направлении всю свою команду. Поэтому, в первую очередь, руководитель должен знать, кто принадлежит к его команде или кого он должен выбрать для нее с целью:
♦ достижения результата направленного движения (конечного результата деятельности, функционального назначения данного руководителя);
♦ оптимального использования возможностей каждого индивида, задействованного в процессе деятельности, что включает в себя способность руководителя управлять знаниями, умениями, одним словом, компетенцией своих подчиненных, от чего и будет, в конечном итоге, зависеть конечный результат деятельности;
♦ предоставления возможности именно на данной позиции, выбранной руководителем для определенного работника, реализовать себя и в карьерном плане (стать профессионалом, специалистом), и в личностном.
Первое, чему необходимо обучать руководителя, - это интуитивно и обоснованно оценивать ситуации, которые происходят в повседневной рабочей жизни, и людей, с которыми он будет эти ситуации проживать. То есть руководителю необходим постоянный тренинг в вопросах власти, подборе сотрудников, их мотивации, обучении, оценке, организации, направлении и контроле.
Обучение руководителя управлению знаниями других людей необходимо начинать прежде всего с умения руководить собой, своей целостностью, этикой, темпераментам, знаниями, умениями. То есть каждому руководителю необходимо умение разработать лично для себя систему самоменеджмента, самоорганизации индивида.
В эту систему необходимо было бы включить элементы time-менеджмента (как руководителю следует оптимально использовать и распределять свое время), stress-менеджмента (развитие умения бороться со стрессовыми ситуациями, способности нейтрализовать стресс в процессе работы, чтобы не охватить им своих подчиненных), conflict -менеджмента (развитие умения руководителя разрешать возможные конфликты и управлять ими).
По статистике, 70 процентов руководителей обучаются в процессе текущей работы, 20 - в процессе коачинга, 10 -в процессе участия в тренинговых программах. Подготовить управленца - с одной стороны, возможная, а с другой стороны - почти невыполнимая задача.
Это связано прежде всего с тем, что, как правило, основные качества, которыми должен обладать человек-управленец, являются генетически обусловленными, то есть врожденными, и сколько бы человек ни желал их обрести в процессе обучения, этого не произойдет. Однако тому, чему можно научиться, безусловно, можно научить. К примеру, тренинги являются наиболее эффективной возможностью развития руководителя. Большинство обучающих программ не дают сиюминутного эффекта, но в практике играют очень важную роль.
Развитие управленческих кадров - это долгосрочный и дорогостоящий процесс, в который средства инвестируются сегодня, а возможный результат может проявиться только определенное время спустя, а может и вовсе не проявиться.
Резюмируя все вышесказанное, хочется добавить, что обучать эффективному руководству можно и нужно, необходимо накапливать теоретический и методологический материал по данному направлению, иметь в виду возможность существования сложных ситуаций, с которыми периодически сталкивается любой управленец, обучать моделям возможного поведения управленца и т. д.
Но все же во главу угла должна быть поставлена самостоятельная работа руководителя, а именно - самопознание и самоусовершенствование. Три основные составляющие компетенции топ-менеджера:
♦ умение мотивировать персонал,
♦ осуществление эффективных коммуникаций,
♦ проявление креативности в процессе принятия управленческих решений -
и являются тремя китами управленческого успеха, а также залогом процветания и развития любой компании.
{SITELINK-S468}Суть управленческой деятельности{/SITELINK}
|